Семейное образование - Обзор выступлений 31.05.2014
Семейное образование и будущее детей и родителей
Этот обзор, подобно А.С.Макаренко в отношении его "Книги для родителей", можно было бы назвать дерзостью. Огромное количество специалистов, написали сотни книг о воспитании и педагогике. Этот обзор написан как обзорная статья на тему семейного образования, и причина банально проста: родители, оказавшиеся перед необходимостью давать образование детям в семье, по-прежнему задают вопрос: "Как это сделать?" Этот вопрос читатели обращают и к издательской группе "Территория Любви и Света".
Семейное образование в Украине привлекает пристальное внимание общественности уже более пяти лет. Накоплен большой опыт, и в Полтаве была сделана попытка с разных сторон осветить эту тему для жителей и гостей города. Три конференции проведено в первой половине 2014 года. Видеозаписи выступлений размещены на нашем сайте, и желающие могут подробно ознакомиться с мнениями участников. Мы надеемся, что обзор результатов поможет каждому, у кого возникла необходимость в семейном образовании детей.
Под семейным образованием обычно понимают практику, при которой дети учатся дома, а процесс обучения организуют родители. Слова "Семейное образование" чаще всего связывают с возрастом от шести лет и старше, ведь под образованием традиционно понимают обучение в школе. Логичнее было бы учесть, что ребёнок учится каждое мгновение своей жизни, и что разделить воспитание и образование невозможно. Поэтому образование начинается сразу после рождения, даже ещё до рождения ребёнка. О совместном обучении родителей и детей младшего возраста в полтавском Центре детского развития рассказали на конференции Ольга Рубцова и Оксана Чубенко. Но в целом это тема отдельной статьи, а здесь мы ограничимся возрастом, который принято называть "школьные годы".
Зачем нужно семейное образование?
Семейное образование юридически разрешено, но есть коллективное убеждение – учиться надо ТОЛЬКО в школе. Те родители, что оказались перед необходимостью или горят желанием учить ребёнка дома, перешагнули через этот психологический барьер. Эта статья обращена в первую очередь к ним.
Следует отметить, что объяснить пристальное внимание к семейному образованию в Украине, как и во всём мире, относительно легко. Об его успехах рассказала на мартовской конференции Людмила Светличная (ссылка). Масштабные исследования показали, что семейное образование даёт результаты, превосходящие достижимые в учебных заведениях. Например, средний балл по нескольким стандартным тестам развития для детей, получающих семейное образование, выше среднего балла школьников примерно на 70 %(!). Но при этом есть и другая цифра – семейным образованием охвачено всего три процента детей. Исследования проведены не в Украине, а в США Национальным институтом по изучению домашнего образования, но нет оснований утверждать, что статистика в Украине будет значительно отличаться.
Главная задача родителей в семейном образовании – создать образовательную среду для ребёнка, в которой он сможет максимально реализовать свои возможности развития. Образовательная среда сильно влияет на результат. Есть примеры, когда дети учатся с интересом и самостоятельно, они осваивают материал одного года школьной программы за два-три месяца. Свой семейный опыт на примере двух детей продемонстрировал на конференциях в Полтаве Игорь Каратунов в выступлении и на мастер-классе. Есть уникальный пример - программу всего курса школы дети осваивают за один год. Элла Михайлик на январской конференции рассказала о своём посещении школы-интерната Михаила Щетинина, где реализован такой опыт, который пока нигде не удалось повторить.
Но надо ли торопиться в освоении школьной программы? Дело не в скорости, а в возможностях детей. Они могут гораздо больше, чем мы привыкли от них ожидать. Надо только создать им условия, в которых они это продемонстрируют. А высвободившееся в семейном образовании время они используют, становясь многосторонне развитой личностью.
Есть ещё одна сторона семейного образования, важность которой сложно выразить в цифрах. В нескольких выступлениях на полтавских конференциях было сказано об изменениях, происходящих с родителями. Наиболее полно представил эту сторону семейного образования Сергей Ветров. Семейное образование – процесс творческий, причём ответственность за него полностью несут родители, не разделяя её с педагогами школы. Учатся дети – учатся и родители. Ведь как принимается решение о семейном образовании? Обязательно совместно – ребёнком и родителями. Как оно выполняется? Тоже сообща. И если ребёнок учится, а у родителей развития нет, то это, скорее всего, ненадолго. Ребёнок перестанет выполнять договорённость, которую не выполняют родители.
Как организовать образование ребёнка в семье?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Педагогика в первую очередь искусство, и только во вторую – наука. В выступлениях были названы некоторые принципы, хотя, конечно же, не надо считать их формулировки единственно возможными.
Родители должны освоить психологическую грамотность, чтобы понимать, что можно делать с детьми, а что нельзя. К семейному образованию надо относиться смело и творчески, не пытаться копировать действия школьных педагогов. Эта тема звучала почти во всех выступлениях.
Родители должны понять, что будет результатом семейного образования, в чём этот результат измеряется. Об этом прекрасно сказано в книге "Педагогика для всех" С. Л. Соловейчика, которую неоднократно упоминали в выступлениях.
У ребёнка в семейном образовании всегда формируется индивидуальная образовательная программа. Она может сложиться не сразу, но общие представления родителям следует иметь до начала занятий. Надо спланировать конкретные действия по организации образования. Следует понять, помощь каких специалистов может потребоваться.
В общем, задача не из простых. Поэтому очень желательно знать, где и с кем можно посоветоваться. Конечно, обычно начинают с обращения к опытным родителям, реже – к школьным педагогам. Но потребность в квалифицированном совете настолько высока, что за рубежом, а теперь и в Украине возникла новая специальность – тьютор. Это человек, который помогает разработать индивидуальную образовательную программу и, при необходимости, сопровождает процесс образования. Об этой специальности нам рассказал Сергей Ветров, Президент Украинской тьюторской организации.
Речь идёт о подготовке – тщательной и, возможно, продолжительной. А как быть, если необходимость дать ребёнку семейное образование возникла неожиданно? Да и в любом ли возрасте можно перейти на семейное образование? Всё сложится, не стоит пугаться. Начать учить детей в семье можно в любом возрасте.
У ребёнка есть естественная потребность в развитии и в привязанности. Чтобы на эти потребности можно было опереться, надо убрать помехи для них. Для успеха семейного образования из жизни ребёнка необходимо исключить все искусственные заменители реальной жизни. Обязательно надо отказаться от компьютерных игр, от общения в социальных сетях, то есть всего того, что в реальной жизни не встречается. Очень желательно отказаться и от телевизора. И тогда потребности ребёнка, его информационный голод станут союзниками вашей чуткости к ребёнку. А если вы привьёте ученику любовь к чтению – результаты смогут превзойти все ваши ожидания.
При этом главное, что требуется в семейном образовании, и это важнее всех названных выше условий, это безусловная любовь родителей!
Поддержка семейного образования
Всё сказанное выше, конечно же, не является новостью. Эту или аналогичную информацию можно найти во многих других местах. Поэтому далее мы обратим внимание на особенности того, что происходило и происходит в Полтаве.
Хорошей новостью стало, что стартует проект «Поддержка семейного образования в Украине». Это инициатива издательской группы «Территория Любви и Света». Александр Шатанов, координатор проекта, в своём выступлении рассказал о его начальном этапе. Проект обращён к родителям, которые по целям в семейном образовании условно разделены на три группы.
Родители первой группы, возможно, самой многочисленной, хотят сделать у себя так, как делают другие. Надо найти пример для подражания, и если это хороший пример, то и для себя результат не должен быть плохим. Информацию желательно получить подробную и бесплатную. Для таких родителей основная информация будет представлена на сайте Проекта, адрес этого сайта будет объявлен в августе на сайте журнала «Территория Любви и Света». В дополнение к фильмам о выступлениях на конференциях на новом сайте будут даны ссылки на сайты опытных родителей, и также ответы на часто задаваемые вопросы.
Родители второй группы хотят добиться в образовании ребёнка большего. Ответственность и творчество у них неотделимы друг от друга. На них тоже ориентирована бесплатная информация, но иного рода. На сайте будет размещено несколько (немного, от трёх до десяти) книг. Эти книги представлены не только текстом, их можно и прослушать. Это удобно, ведь слушать можно в любое время, когда занимаешься каким-то другим делом. Это удобно ещё и потому, что громко включённый звук слышат и другие члены семьи. Такое прослушивание даёт возможность создать единую позицию в воспитании для всей семьи. Первыми станут доступны три книги.
"Педагогика для всех", автор Симон Соловейчик. В конце прошлого века эта книга пользовалась колоссальной популярностью. Именно про такие книги говорят, что их зачитывают до дыр. Книга о педагогике – для кого? Сложно сказать, кто кого больше воспитывает – родитель ребёнка или наоборот. Прочитать или прослушать книгу не один раз – это способ для творческого воспитателя найти ответы на очень многие жизненные вопросы. А если слушать вместе с детьми и обсуждать на семейном совете? Мы будем признательны, если вы сообщите в редакцию о своём опыте.
"После трёх уже поздно", автор Масару Ибука. Директор американского Института развития потенциальных возможностей человека Глен Доман написал об этой книге так: "Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все живущие на Земле родители". Для нашей статьи, адресованной родителям детей "школьных лет", эта книга может показаться неуместной. Но для проекта в целом эта книга – важная составная часть.
"Поток. Психология оптимального переживания", автор Михай Чиксентмихайи. Это книга о том, как стать счастливым. Оказывается, в любом деле можно испытать радость. Более того, каждый человек может научиться испытывать радость в любом деле. Это относится и к детям, и к родителям. Автор не только рассказывает о том, как это происходит, но и о том, как этому научиться. Дети, делающие уроки с радостью? Большинство родителей об этом могут только мечтать… Реально ли по книге научиться быть счастливым? В пользу положительного ответа серьёзный аргумент: книга переведена на 30 языков, и некоторые аналитики называют её культовой.
По информации на сайте понятно направление, в котором участники проекта получат поддержку. На втором этапе проекта начнёт действовать кабинет консультаций, будут проводиться семинары и тренинги, родители смогут получить консультации дистанционно.
Запланированы методы психологической поддержки, основанные на методиках, которые разработал Владимир Фёдорович Моргун, доктор психологических наук, профессор, и представил на конференциях в выступлении и на мастер-классе. Анализ бюджета времени, анализ достижений ребёнка, подготовка к созданию семьи – темы для семейного образования важнейшие.
Тема "за кадром"
Некоторые из участников конференции задавали вопрос, почему инициатором проекта "Поддержка семейного образования в Украине" стала издательская группа? Ответ станет понятен, если вспомнить, о чём пишет журнал "Территория Любви и Света" – о неограниченных возможностях человека и человеческого сознания.
Уже не одно десятилетие приходят на Землю дети с новыми возможностями – индиго, кристальные, золотые и другие. Качества детей меняются во всё большей степени. Например, сотрудники родильных домов в Полтаве удивляются, что почти половина новорождённых детей умеют держать голову не на третий месяц жизни, как было раньше, а на второй-третий день!
Дети приходят со своими задачами по созданию счастливого мира, и в реализации этих задач взрослые могут им помочь. Как? Через воспитание и образование. Дети приходят как учителя человечества, но общество устроено так, что учителями считают себя взрослые.
Поэтому в проекте есть третья категория семей, к кому обращена поддержка в семейном образовании. Это те родители, что стремятся и готовы увидеть в своих детях необычные способности. Какие именно способности? На этот вопрос можно найти ответ в статьях журнала "Территория Любви и Света". Но многие ли родители читают наш журнал? Мы решили им помочь. В проекте поддержки семейного образования предусмотрено абонентское обслуживание. Абонентом можно стать после оплаты взноса, а можно просто подписаться на журнал, причём подписка дешевле, чем денежный взнос. Читая журнал, такие родители обязательно найдут для себя подсказки и помощь в том, как выстраивать отношения с детьми.
Тема воспитания детей нового времени на конференции не затронута, осталась "за кадром". Да и в других информационных источниках её, как правило, обходят стороной. Действительно, как это дети могут быть учителями взрослых? В современной массовой педагогике такого не предусмотрено.
В разработке этого раздела проекта мы обратились за поддержкой к детям, которые про себя уже точно знают, кто они и зачем пришли. Некоторые из них уже старше "школьного" возраста, большинство училось в школе, а не в семье. Они знают самое главное для проекта – что именно нужно от взрослых таким детям, как они. Возможно, когда-нибудь эти дети назовут себя на страницах нашего журнала. Но в ближайшее время они будут помогать нам анонимно. Видимо, опыт общения со взрослыми их этому научил.
Первое предложение прозвучало таким образом: надо проводить семейные советы. То есть всем вместе обсуждать задачи и достижения членов семьи и семьи как целого. Обсуждать равноправно, с доверием и уважением к каждому участнику. Если даже просто относиться к любимому ребёнку с уважением, то он откроет вам свой внутренний мир. А в таких совещаниях сможет дать и большее. Может быть, это будут прогнозы и рекомендации для семьи, основанные на ином времени, в котором способны жить новые дети, и отличающемся от привычного нам линейного времени. Или результатом станут советы, основанные на памяти о своих прошлых жизнях или на информации из того, что порой называют Ноосферой или Вселенским Разумом. Хотя, наши помощники сразу предупредили, что известные им данные о видах энергии, не известных взрослым, но известных детям, они передавать не будут, потому что человечество ещё не созрело для их использования.
Этот раздел проекта – помощь семьям в воспитании новых детей – проходит первые шаги формирования. Дети-помощники готовы помогать, но для этого должны быть уверены, что такая помощь действительно нужна. Без обратной связи с родителями и детьми, к которым обращена эта помощь, уверенности не создать. Обратная связь необходима для развития проекта, но и самим детям новых возможностей она также нужна. Является ли ваш ребёнок, читатель, именно таким, к кому обращены слова этого текста? Если вы не уверены, то дайте ему прочитать хотя бы несколько последних абзацев. И дайте ему номер телефона и адрес электронной почты редакции. Как знать, не станет ли эта статья ступенькой к новой жизни вашей семьи?
Некоторые статьи о современном обучении:
Школа Саммерхил Юлия Турчанинова, Эрнст Гусинский
Семейное образование и будущее детей и родителей Александр Шатанов
Состояние потока Михай Чиксентмихайи
Поток в музыке Михай Чиксентмихайи
Благословенный путь Новых детей Селия Фен
Семейное образование начинается с образования взрослых Александр Шатанов
Оптимальная образовательная среда Игорь Каратунов
Семейное образование – в будущем или уже в настоящем? Александр Шатанов
Кто такие Никитины? Валерий Хилтунен
Живите сердцем Шалва Амонашвили
Манифест гуманной педагогики
Добрая школа Анатолий Карпов
Чаша педагогической мудрости
Ноосферный интернет Евгений Солнечный
Электронная нянька твоего ребёнка Паата Амонашвили
Уроки доброты Юрий Куклачёв
Зайдя на сайт, Вы наверняка обратили внимание на общественные проекты нашей издательской группы. Самый значимый для общества, пожалуй, проект обучения детей в семьях и общинах (семейно-общинное образование). Если этот проект удастся реализовать в полном объёме, то Украина, а может быть не только Украина, станет поистине Территорией Любви и Света. Каждый может подключиться и принять личное участие! Но даже если Вы не будете работать лично, вы можете помочь выстроить общий Путь! Сделать это можно очень просто. Способов несколько:
1. Вы можете купить для себя журнал или книгу через магазин или обратившись в редакцию.
2. Вы можете подписаться на журналы Территория Любви и Света - подписной индекс на Укрпочте 49516.
3. Вы можете подарить близкому человеку журнал или книгу. Любовь и Свет - что может быть лучше в подарок?
4. Вы можете помочь распространять журналы и книги. Очень важно, чтобы как можно больше людей узнали и подключились к выстраиванию нашей общей Территории Любви и Света!
5. Вы можете просто оказать финансовую поддержку. Как это сделать - можно обговорить в редакции. Или же Вы просто можете анонимно сделать перечисление на карточку Приватбанка 4149 4978 0159 2181 (получатель Елена Шатанова). Любая сумма - важный вклад в общее дело!
На главную страницу:
RU: Территория Любви и Света
EN: Space of Love and Light
DE: Der Raum von Liebe und Licht