Семейное образование - Обзор выступлений 29.03.2014
Семейное (домашнее ) образование начинается с образования взрослых
Александр Шатанов, ведущий конференции, руководитель международного отделения издательской группы «Территория Любви и Света», г. Полтава
Утро 17 апреля было для нас наполнено ожиданиями. В этот день состоялось совещание в Министерстве образования и науки – каким быть семейному образованию в Украине. В зале, наряду с сотрудниками Министерства, собрались директора школ, руководители общественных организаций и родители, дети которых учатся дома. После трёх часов напряжённой работы сформулированы основные результаты. Во-первых, Концепция семейного образования, до этого дня интересовавшая только родителей и активистов-общественников, будет представлена на общественное обсуждение на сайте Министерства, а в недалёком будущем будет принята как государственный документ. И во-вторых, сотрудники Министерства обратились к Людмиле Светличной, президенту общественного объединения «СемьЯ», с просьбой подготовить проект "Положения о семейном образовании". Это Положение после обсуждения в Министерстве с директорами школ и педагогами, сотрудниками Национальной академии педагогических наук и Педагогических университетов, а также другими заинтересованными лицами, будет принято как законодательный документ.
Обзорная статья о полтавской конференции "Домашнее (семейное) образование и образовательные объединения в современных условиях" не случайно начинается с информации о совещании в Министерстве образования и науки. Конференция состоялась 29 марта 2014 года, то есть раньше, чем совещание в Министерстве. Но от итогов совещания зависит, как относиться к предложениям и инициативам, прозвучавшим в Полтаве, а тем более – каким образом их реализовывать.
Семейное образование – это практика, при которой дети получают образование в семье. Индивидуальное обучение, дистанционное обучение, экстернат – в этих случаях ребёнок тоже учится дома, и такая практика существуют в Украине уже много лет. В чём же особенность семейного образования? В самом главном – кто определяет, как должен учиться ребёнок. Если во всех остальных формах образования всё в процессе обучения определяют педагоги школы, а родители выполняют их указания, то в семейном образовании в точности наоборот. Родители вместе с детьми определяют всё, что касается учёбы их детей – время занятий и их продолжительность, график по времени дня, недели и года, учебники, формы контроля и помощи детям. И уже педагоги теперь в роли помощников – если родители сочтут, что эта помощь необходима. При этом, пожалуй, главная роль школы в семейном образовании в том, что именно школьные педагоги будут проверять уровень знаний учеников, его соответствие Государственному стандарту общего среднего образования.
Задавая вопрос родителям учеников-школьников, почему нужно ребёнку семейное образование, чаще всего можно услышать ответ, что дети освобождаются от посещения школы по состоянию здоровья. Но совсем не так отвечают другие родители, дети которых уже получают образование дома. Людмила Светличная, у которой огромный опыт общения с такими родителями, перечислила наиболее распространённые причины:
- стремление дать ребёнку более качественное образование;
- потребность учесть в обучении психологические и физические особенности ребёнка;
- необходимость избавить ребёнка от влияния коллектива школы, сложившейся в школе "асоциализации";
- желание передать детям определённые духовные и нравственные ценности;
- возможность сформировать гибкое домашнее обучение. Например, самостоятельный выбор учебников для занятий способен значительно повысить эффективность обучения.
Очевидные причины, не так ли? И если состояние здоровья ребёнка создаёт безвыходную ситуацию, когда домашнее обучение неизбежно, то остальные перечисленные причины демонстрируют совсем иное. Родители принимают на себя главную ответственность за образование своих детей, не перекладывая её ни на кого другого.
Но, оказывается, можно пойти дальше. Рассмотрим причины, названные в выступлении жителя Киевской области Игоря Каратунова, глава семьи, в которой шестеро детей. Когда на семейном совете решили, что дети будут учиться дома, Игорь засел за учебники по педагогике и психологии. Два года ушло на создание «образовательного пространства» в семье, а затем на его совершенствование. Но усилия не были напрасными – результаты превзошли все ожидания. Во второй год семейного эксперимента двое учеников, сейчас им 12 и 13 лет, освоили годичную школьную программу по всем предметам за три месяца. Они сделали это без участия педагогов. Роль родителей ограничилась созданием образовательного пространства. То есть дети освоили знания одного класса за три месяца, причём сделали это САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Более того, после первого года семейного эксперимента они стали учиться настолько эффективно, что три месяца освоения школьной программы они работали над заданиями не более четырёх часов в день. Остальное время дня – развитие разнообразных трудовых навыков, занятия в кружках, а главное – каждый день с упоением читают книги, по два-три часа. Дети научились в каждом деле, которое их интересует, достигать «пороговой компетенции», то есть такого уровня знаний, при котором это дело становится увлекательным, и они способны в нём достичь успеха. Не удивительно, что выступление Игоря вызвало колоссальный интерес, и участники конференции прямо-таки «засыпали» его вопросами.
Самое привлекательное в том, что этот метод домашнего образования может быть реализован в других семьях, и Игорь Каратунов готов помочь. Он разработал программу поддержки, назвав её «Недорогой способ сделать ребёнка самостоятельным и ответственным за 100 дней». Так что причина начать домашнее образование – возможность сделать ребёнка (только вдумайтесь!) самостоятельным и ответственным. Причём основной результат можно достичь менее, чем за полгода.
К слову сказать, достижения у детей, получающих образование дома, весьма наглядны. Они легко контактируют с людьми разного возраста, а среди сверстников довольно часто становятся лидерами. Дети мыслят самостоятельно, умеют
договариваться и отстаивать свою позицию. Осваивая интересные для себя темы, они достигают уровня компетенции, позволяющей им зарабатывать свои первые деньги. Они много читают, причём не только литературу из школьной программы домашнего чтения, и поэтому реально становятся разносторонне образованными людьми. И что важно – им интересно жить!
Есть также причины для семейного образования, которые не часто обсуждают педагоги и родители. Для пояснения сделаем небольшое отступление. Со второй половины ХХ века всё больше рождается детей с неординарными способностями. Таких детей настолько много, что даже принято пользоваться специальными названиями. Многие знают о детях-индиго, кристальных, золотых. В 1997 году Поль Донг и Томас Рэффилл написали книгу «Китайские экстрасенсы». Учёные обследовали более 1000 детей, которые способны делать то, что, по мнению большинства людей, удаётся показать лишь в кинофильмах с помощью компьютерной графики. В частности, учёные очень тщательно проверили, и убедились, что когда таким детям завязывают глаза, они могут видеть ушами, носом, ртом, языком, подмышками, ладонями или подошвами ног.
Или другой пример. Ребёнок брал наугад с полки запечатанный пузырёк с таблетками, например, с витаминами. Пузырёк был плотно закрыт завинчивающейся металлической или пластмассовой крышкой и заклеен клейкой лентой. Затем пузырёк помещался в центр большого пустого стола. Далее всё происходящее фиксировалось видеокамерой. Ребёнок объявлял аудитории, что он начинает, но сначала люди ничего не видели. Неожиданно таблетки из пузырька стали проходить через стекло и оказывались на столе. Во многих случаях ребёнок брал другой объект, например, монету, клал её на стол, и затем она перемещалась в закрытый пузырёк. Эта и подобные ей демонстрации определённо приближают нас к сознанию четвёртого измерения. Учёным удалось найти примерно 5000 детей, демонстрировавших такие способности. Общее количество детей с разного рода экстрасенсорными способностями в Китае в 1997 году составило более 100 тысяч.
Для нас интересна не столько фактология, сколько распространённость этого явления на планете. В Мехико обнаружено более 1000 детей с такими же экстрасенсорными способностями, как у детей в Китае. Более 1500 детей в Европе смогли повторить демонстрации Ури Геллера – гнули металлические столовые предметы после того, как увидели демонстрации Ури Геллера по телевизору.
Можно предположить, что сейчас в Украине количество таких детей тоже измеряется тысячами. Далеко не все демонстрируют свои способности окружающим, в том числе родителям. Но то, что в образовании детей с необычными способностями требуется особый подход, не вызывает сомнения. В Китае для обучения таких детей созданы особые школы. А как быть родителям в Украине? Непростой вопрос, и поиск ответа на него нам ещё предстоит. Но одно можно сказать с уверенностью – если вы присмотритесь к своему ребёнку, то внимательное наблюдение может стать основанием для семейного образования ребёнка с необычными способностями.
Как обнаружить такие способности своего ребёнка? Хороший способ – использовать наблюдение за поведением и потребностями детей, как это сделала Мария Мантессори. О методе Монтессори рассказала на конференции Татьяна Коршунова, преподаватель полтавской организации последипломного повышения квалификации педагогов. Метод Монтессори с успехом используют в школах и дошкольных учреждениях, он способствует развитию способностей каждого ребёнка. Для выявления способностей, которые в обществе принято считать превосходящими допустимые, придётся потрудиться и проявить не только внимательность, но и доверие, уважение к ребёнку, родительскую любовь, чтобы ребёнок открылся вам душой как другу. Процесс раскрытия способностей ребёнка не прост, тем более, что сам ребёнок о таких своих способностях может и не подозревать. Какие именно могут быть способности? На эту тему неоднократно были опубликованы статьи в журнале "Территория Любви и Света".
Важно обратить внимание, что семейное образование складывается не во всех семьях. Бывают случаи, что родители, не выдержав самого сложного – первого полугодия обучения в семье, – возвращают ребёнка в школу, а это для всех членов семьи тяжёлая психологическая травма. В таких семьях родители, это известно от лидеров-общественников, оказались не готовы к главной особенности семейного образования – к необходимости учиться и меняться самим. Об этой стороне семейного образования подробно рассказал Сергей Ветров, Президент межрегиональной тьюторской ассоциации. Его выступление так и названо: "Образование детей начинается с образования взрослых". Конечно же, далеко не все родители готовы работать так напряжённо и творчески, как Игорь Каратунов, но без подготовки к семейному образованию ребёнка не обойтись никому.
Самый простой способ, с которого стоит начать, – узнать об опыте семей, где дети уже учатся дома. О своей семье рассказал полтавчанин Яков Пономарёв. Две дочери до недавнего времени учились в школе № 31 г. Симферополя, а сейчас они оформлены на семейное образование. Для отца семейное образование оказалось подарком судьбы – вы сами убедитесь в этом, когда послушаете выступление счастливого отца.
Опыт других родителей знать полезно, но свой опыт чужим не заменишь. Можно забрать детей из школы и постигать премудрость семейной психологии в создании образовательного пространства «по наитию». Это получается хорошо, если уважение к ребёнку, как к полноправному партнёру, положено в основу всех решений в отношении семейного образования. Ещё лучше результат, если родители не ограничивают себя уважением к ребёнку, но понимают, что дети – наши учителя. И, конечно же, самое главное, что нужно ребёнку – любовь родителей.
Можно готовиться к семейному образованию и по-другому. Для некоторых участников конференции оказалось неожиданностью, что в Полтаве уже пять лет существует Школа для родителей. О ней рассказала её руководитель Валентина Янко. Комфортная обстановка для семейного образования многогранна, и в этой Школе для взрослых четырнадцать тем дают родителям практические навыки создания, в первую очередь, здоровой семьи. Ведь родителями не рождаются, ими становятся.
Обсуждение живое и непосредственное, и все выступающие, да и вообще все участники были единодушны в главном – семейное образование, как направление развития общества, требует всемерной поддержки. От привлечения внимания общественности, к чему призывали Владимир Степанюк, Юрий Волик и другие жители Полтавы и гости города, до масштабных действий. Роман Гарник, приехавший для выступления на конференции из закарпатского города Свалява, рассказал о своей инициативе – международной петиции в поддержку создания в Украине законодательной базы для семейного образования. Подписи под этой петицией Роман собирает в сотрудничестве с организацией AVAAZ.
Завершилась конференция единогласным принятием резолюции, в которой участники обращаются в Министерство образования и науки, предлагая легализовать семейную форму образования детей в Украине. Эта резолюция, наряду с другими документами, была представлена на совещание в Министерство образования и науки. Конечно же, она внесла свой вклад в решение о создание законодательной основы для семейного образования в Украине.
В заключение несколько слов о ближайшем будущем. Третья полтавская конференция с обсуждением темы семейного образования состоится 31 мая. Запланированы выступление о тьюторстве, то есть о помощи детям в выборе способа обучения, или, как принято говорить, о формировании образовательной траектории, выступление о профориентации, а точнее – о поддержке профессионалов в анализе достижений ребёнка. Но у предстоящей в мае конференции есть два важных отличия от предыдущих мероприятий. Во-первых, на следующий день после конференции – 1 июня – будут проведены мастер-классы на тему семейного образования. А во-вторых, запланирована презентация проекта с рабочим названием "Поддержка семейного образования детей в Украине". Семейное образование в Украине ждёт интенсивное развитие. И каждый из нас может помочь этому процессу!
Ждём вас, до встречи в Полтаве!
Некоторые статьи о современном обучении:
Семейное образование – в будущем или уже в настоящем? Александр Шатанов
Кто такие Никитины? Валерий Хилтунен
Живите сердцем Шалва Амонашвили
Манифест гуманной педагогики
Добрая школа Анатолий Карпов
Чаша педагогической мудрости
Ноосферный интернет Евгений Солнечный
Электронная нянька твоего ребёнка Паата Амонашвили
Уроки доброты Юрий Куклачёв
Зайдя на сайт, Вы наверняка обратили внимание на общественные проекты нашей издательской группы. Самый значимый для общества, пожалуй, проект обучения детей в семьях и общинах (семейно-общинное образование). Если этот проект удастся реализовать в полном объёме, то Украина, а может быть не только Украина, станет поистине Территорией Любви и Света. Каждый может подключиться и принять личное участие! Но даже если Вы не будете работать лично, вы можете помочь выстроить общий Путь! Сделать это можно очень просто. Способов несколько:
1. Вы можете купить для себя журнал или книгу через магазин или обратившись в редакцию.
2. Вы можете подписаться на журналы Территория Любви и Света - подписной индекс на Укрпочте 49516.
3. Вы можете подарить близкому человеку журнал или книгу. Любовь и Свет - что может быть лучше в подарок?
4. Вы можете помочь распространять журналы и книги. Очень важно, чтобы как можно больше людей узнали и подключились к выстраиванию нашей общей Территории Любви и Света!
5. Вы можете просто оказать финансовую поддержку. Как это сделать - можно обговорить в редакции. Или же Вы просто можете анонимно сделать перечисление на карточку Приватбанка 4149 4978 0159 2181 (получатель Елена Шатанова). Любая сумма - важный вклад в общее дело!
На главную страницу:
RU: Территория Любви и Света
EN: Space of Love and Light
DE: Der Raum von Liebe und Licht