Манифест гуманной педагогики
This text in English (этот текст на английском языке)
Dieser Text in Deutsch (этот текст на немецком языке)
Этот текст опубликован в журнале
Шалва Амонашвили
Этот программный документ был создан по инициативе академика РАО Шалвы Амонашвили в соавторстве со сторонниками гуманной педагогики России , Грузии , Украины , Латвии , Литвы и Эстонии. Манифест предлагает пути выхода из кризиса в образовании и воспитании через возвращение к глубоким духовным ценностям.
Манифест был одобрен в июне 2011 г. в Грузии и предложен к воплощению в жизнь для обновления образовательной сферы ради настоящего и будущего сохранения строя , добра и света жизни. Предлагаем отрывки из этого актуального документа.
Чаша Педагогической Премудрости
Классическое педагогическое наследие несёт в себе Чашу Педагогической Премудрости. Вот толика главных мудрых мыслей с этой прекрасной Чаши:
• Наша душа имеет небесное происхождение.
• Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.
• Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного.
• Ребёнок – это микрокосмос, способный объять макрокосмос.
• Семена образования, благотворительности и добродетели заложены в нас от природы.
• В Ребёнке изначально посеяны семена его будущей личности.
• Дети не готовятся жить, они уже живут.
• В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры.
• Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя.
• В школе должна присутствовать разумная религиозность.
• В любви Ребёнок находит вдвое больший источник роста.
• Без духовной общности воспитание не состоится.
• Чтобы подарить Ребёнку искорку знаний, учитель должен впитать море света.
• Под названием гуманного образования нужно понимать развитие духа человеческого, а не само формальное развитие.
• Истинный гуманный дух наших сил содержится в вере и любви.
• Обучение должно опережать развитие и вести его за собой.
• Воспитание духа и добродетели является основой всего образования.
• Сотрудничество – это венец человечества.
Педагогика для детей Света
Мир заговорил о приходе на землю нового поколения детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их назначение более высокое, чем было назначение предыдущих поколений. Новое поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями более существенно отличается от всех тех поколений, которые сейчас существуют на Земле. Разница заключается в следующем:
Главное для современных поколений – иметь и захватывать.
Главное для новых поколений – давать и дарить.
Лозунг современных поколений – соревноваться и конкурировать.
Для новых поколений лозунгом будет сотрудничать и объединяться.
Современные поколения разрушительны.
Новые Поколения созидательные.
Овладение научными знаниями – гордость и слава современных поколений.
Для Новых Поколений мудрость будет превыше всего.
Современные поколения руководствуются интеллектом.
Новые поколения будут руководствоваться интуицией.
Современные поколения окружают себя уродливыми формами.
Красотой будут окружать себя Новые Поколения.
Современные поколения гнутся под тяжестью страданий.
Новые Поколения будут носителями Света и радости.
Современные поколения скованы.
Новые Поколения будут жить свободно.
Первая волна Новых Поколений уже идёт. Утверждается также, что почти все дети являются представителями этой волны. Их называют по-разному: Детьми Света, Звёздными Детьми, Космическим сознанием.
Дети эти – мудрые, разносторонне талантливые, проявляют раннее развитие, часть из них обладает необычными способностями; маленькие дети порой говорят нечто странное для нас. Они открыты и уверены в себе. Однако они уязвимы перед грубостью и насилием. Бесцеремонность и недоверие взрослых делает их беззащитными. Их охватывает скука в той среде, где их не понимают, им скучно в школе. В авторитарной среде, где равнодушие и чёрствость, где им не верят, они ломаются, начинают душевно болеть, замыкаться в себе, впадают в отчаяние, нарушают порядок, становятся «гиперактивными», приобретают дурные наклонности, убегают из дома, даже кончают жизнь самоубийством.
Наоборот, в среде взаимопонимания, любви и уважения их способности раскрываются быстро, им легко всё удается, они любят дружить и сотрудничать.
Как нам быть?
Согласиться с утверждением о приходе Поколения Света, Детей Индиго, что они несут свою миссию и новый образ жизни ради ускорения эволюционного развития человечества или объявить недоверие к такому утверждению?
Мы, сторонники гуманной педагогики, воспринимаем нынешних детей как представителей Света и делаем вывод: детям Света нужны родители, учителя, воспитатели – также направленные к Свету.
И какой же должна быть педагогика для Детей Света?
Им нужна педагогика любви, добра, понимания, содействия, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, чтобы выращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное умение, направлять на поиск своего предназначения.
Что от нас зависит?
Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не маленький человек, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, потому что от нас зависит очень многое, мы главная сила в области образования – и поэтому судьба наших детей в наших руках.
Нам нужно только осознать, что «дело», скромное на вид, – одно из величайших в истории... На этом деле зиждутся царства и ею питаются целые поколения.
Мир нуждается в сторонниках Истины и Добра. Мир нуждается в живых, деятельных светоносцах, которые борются с невежеством и пороками человечества. Мир нуждается в мужественных служителях своей миссии, своего предназначения.
Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые, которые беспокоятся о Вечном. Многие озабочены не глубинными проблемами образования молодого поколения, а мелкими, поверхностными политическими вопросами. Власть иногда обидно ошибается, навязывая сфере образования собственные политические и поэтому недальновидные решения.
Нам нужно избегать заблудших в реформах образования и не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее – Поколению Детей Света, судьбе каждого Ребёнка, а затем и собственной судьбе.
Пора осознать, что мы давно уже не солдаты каких-то партийных генералов.
Когда знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть.
Гуманная педагогика предполагает наивысший уровень мысли. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Поэтому от нашего выбора зависит, станет образование гуманным или останется авторитарным. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами.
Однако многим, кто выбрал для себя путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложной работой преображения, чтобы поднять себя на уровень понимания творческого воплощения идей гуманной педагогики.
Нам потребуется:
– расширять собственное сознание и учиться мыслить и действовать с понятием духовности;
– выращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;
– увлечься источниками педагогической мудрости;
– постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
– взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;
– и конечно, избавляться от плохих привычек и склонностей, если находим их у себя.
Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца.
Гуманная педагогика – непройденный путь, которым остаётся только достойно пройти, каждому придётся самому найти свою тропу.
Обозначим некоторые из вопросов, требующих теоретического и практического решения.
1. Духовная жизнь
Она является внутренним источником подъема духа, она также – источник деятельности человека во внешнем мире.
Какими светлыми и творящими образами обогащать духовный мир каждого Ребёнка, как в каждом воспитать духовную личность, умение жить в духовном мире и вносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворенной деятельности?
2. Благородство и Великодушие
Это самые высокие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.
Как их выращивать в каждом Ребёнке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть благородными и великодушными в нашем постоянном общении с каждым Ребёнком?
3. Ответственность за свои мысли и слова
Мысль и слово - это мощная творящая энергия, сотворяющая, когда она светлая, и разрушающая, если она тёмная.
Нам предстоит воспитывать в каждом Ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромышление, ясномышление, прекрасномышление, и конечно, доброречие, мудроречие, красноречие.
Как это осуществить? Как нам самим сохранить чистоту своей мысли?
4. Закон причин и следствий
Это универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает последствия посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь последствия в ближайшем или отдаленном времени. Иначе говоря, он сам творит свою судьбу, и в этом заключается его внутренняя свобода.
Как научить каждого Ребёнка быть предусмотрительным в своих «посевах» причин и анализировать, делать выводы из последствий, которые возникли в жизни? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?
5. Закон любви
Любовь – это всемогущая и всеобъемлющая сила каждой сферы жизни. Как нести любовь к каждому Ребёнку, чтобы она воспитывала? Как воспитывать любовь к ближнему и всему сущему?
6. Закон духовного единства
Он – основа и неотъемлемое условие воспитания. Как выращивать эту общность с нашими учениками? С каждым Ребёнком? Как её беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребёнком?
7. Самосовершенствование
Каждый из нас творец своего образовательного поля, в которое вводим детей. Сила и качество этого поля зависит от нашей личности и культуры, характера, стиля поведения, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Здесь кроется коренная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.
Как это делать? Как и в чем совершенствоваться? Как добиться, чтобы наше слово не разбегалось с делом? Как расширить своё сознание? Как вести детей путём самосовершенствования?
Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы о развитии веры, о воспитании Сердца, понимании смысла Жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героизма, о горизонтах науки и содержания образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и др.
Отдельно стоят вопросы, как облагородить знания, как нам учить «язык сердца», в каких эстетических формах преподавать их детям, в каких духовно-эстетических аналогах сеять их в души детей?
Вместе с этой статьёй часто читают статьи:
Эффект сотой обезьянки. Влади-мир
Критерии Духовности Анатолий Некрасов
Формула счастья по методу Хо’опонопоно
Уроки доброты Юрий Куклачёв
Посадите родовые сады Бирута Виктория Комолова
Встреча со знаниями
Мужская ответственность Ривиль Кофман
Катары – апостолы религии любви Александр Петров
Дети нового времени Елена Савинская
Новые инструкции по посыланию любви Клаус Дж.Джоул
Живите сердцем Шалва Амонашвили
Дети будущего Елена Ильина
Добрая школа Анатолий Карпов
Олимпиада волшебников Елена Яценко
Мысль не отделяй от дела! Александр Черкасов
Чаша педагогической мудрости
Зелёная школа
Осиянная весть
Мысли о сыне, размышления отца Валерий Жадов
Гармоничация базиса сознания, Часть 1. Андрей Полетаев
Гармоничация базиса сознания, Часть 2. Андрей Полетаев
Будь потоком Наталья Михеева
Хранитель свитка Ричард Бах
Зайдя на сайт, Вы наверняка обратили внимание на общественные проекты нашей издательской группы. Самый значимый для общества, пожалуй, проект обучения детей в семьях и общинах (семейно-общинное образование). Если этот проект удастся реализовать в полном объёме, то Украина, а может быть не только Украина, станет поистине Территорией Любви и Света. Каждый может подключиться и принять личное участие! Но даже если Вы не будете работать лично, вы можете помочь выстроить общий Путь! Сделать это можно очень просто. Способов несколько:
1. Вы можете купить для себя журнал или книгу через магазин или обратившись в редакцию.
2. Вы можете подписаться на журналы Территория Любви и Света - подписной индекс на Укрпочте 49516.
3. Вы можете подарить близкому человеку журнал или книгу. Любовь и Свет - что может быть лучше в подарок?
4. Вы можете помочь распространять журналы и книги. Очень важно, чтобы как можно больше людей узнали и подключились к выстраиванию нашей общей Территории Любви и Света!
5. Вы можете просто оказать финансовую поддержку. Как это сделать - можно обговорить в редакции. Или же Вы просто можете анонимно сделать перечисление на карточку Приватбанка 4149 4978 0159 2181 (получатель Елена Шатанова). Любая сумма - важный вклад в общее дело!
На главную страницу:
RU: Территория Любви и Света
EN: Space of Love and Light
DE: Der Raum von Liebe und Licht